Возвращение Гентского Алтаря в Собор Святого Бавона
2 ноября 2016, 14:29
В октябре 2012 года Королевский институт культурного наследия в Бельгии приступил к реставрации знаменитой работы фламандского художника Яна ван Эйка - Гентского алтаря. Спустя 4 года реставрационных работ, в ходе которых специалисты совершили ряд открытий, восстановление алтаря наполовину завершено. Наружные панели полностью отреставрированы и снова готовы предстать перед посетителями Собора Святого Бавона в Генте.
Ян ван Эйк был одним из самых влиятельных художников эпохи раннего Возрождения. Он совершил революцию в развитии живописи Нидерландов и Бельгии в первой половине 15-го века и вывел ее на совершенно новый уровень. Ван Эйк невероятно точно передавал свои наблюдения за реальным миром, блестяще использовал цветовую палитру, мастерски владел техникой масляной живописи – в ту пору это было настолько ново, что вскоре появился миф, будто именно ван Эйк является изобретателем масляной живописи. Гентский алтарь или «Поклонение божественному агнцу», который ван Эйк создал для собора Святого Бавона в Генте, стал его самым известным творением. Художник работал над 12-панельным полиптихом вместе со своим старшим братом Губертом и закончил работу лишь в 1432 году, после его смерти. С тех пор этот великолепный алтарь размером 4,40 х 3,40 м считается одним из величайших сокровищ в мире искусства.
Первоначально рестораторы Гентского алтаря планировали удалить относительно новую ретушь и окисленный современный лак, а также закрепить подлинные слои краски, однако вскоре обнаружили, что под более поздним «подкрашиванием» (датируется 16-17 веком) был еще один слой, о существовании которого ничего не было извсетно в течение нескольких столетий. Это означает, что более 400 лет люди даже не догадывались, насколько качественна техника исполнения Гентского алтаря!
Специалисты приступили к восстановлению подлинника, и результат оправдал все ожидания: подлинник, который был скрыт под слоями краски, сохранился в хорошем состоянии – лишь на некоторых участках лак выцвел и наблюдались просветы.
«Мы стали свидетелями очень редкого события - возрождения произведения искусства спустя почти 600 лет после его создания (1432 год). Панели алтаря теперь гораздо ближе к своему первоначальному внешнему виду, и на них видны новые иконографические элементы. В ходе реставрации нам открылась прекрасная техника живописи братьев ван Эйк, в которой прослеживается их несравнимая манера наблюдения и четкое понимание взаимосвязи между светом и материалом, что позволило им создать уникальную иллюзию трехмерности на плоской поверхности. Цвета, детали, складки и их глубина, выявленные в процессе реставрации, отличаются высоким качеством и полностью характеризуют стиль ван Эйка», - прокомментировал руководитель проекта реставрационных работ Барт Деволдер.
После неожиданного открытия прошло четыре года, и теперь отреставрированные наружные панели Гентского алтаря снова находятся в соборе Святого Бавона. Остальные панели, как ожидается, будут отреставрированы в 2019 году и тоже вернутся в собор.
Тем временем внутренние панели алтаря реставрируются в Музее изящных искусств в Генте. С самого начала реставрации и вплоть до ее завершения в 2019 году посетители Музея изящных искусств в Генте могут наблюдать за тем, как идут работы по восстановлению алтаря за стеклом.
В течение всего периода реставрационных работ в гентском музее Caermersklooster проходит выставка «Тайны Гентского алтаря». Выставка охватывает почти 6-вековую историю панелей алтаря. Наряду с постоянной работает и временная экспозиция, посвященная конкретным темам. Например, сейчас проходит временная выставка «Тайны реставрации. Наружные панели Гентского алтаря», которая рассказывает о предыдущих этапах реставрационных работ. Для посетителей подготовлено видео с проекцией панелей в натуральную величину, оно длится всего несколько минут, но охватывает 4 года реставрационных работ. Выставка продлится до 28 мая 2017 года.