Червара-ди-Рома - магнит для художников
10 февраля 2020, 10:13
Этот борго, кажется, ожил и сошел с холста – настолько его виды похожи на картинные пейзажи, ему же посвященные. Деревушка с четырьмя сотнями обитателей, расположенная на горных склонах в 70 км от итальянской столицы, получила свое название из-за большого количества оленей, населявших когда-то ее окрестности. На протяжении нескольких столетий она привлекала художников, как магнит. В чем же причина подобной притягательности?
С начала 19 века Червара была включена в негласный обязательный маршрут иностранных пейзажистов, которые в ходе римских каникул, помимо любования античными руинами и музейными экспонатами, прочесывали окрестности региона Лацио в поисках вдохновения от его природных ландшафтов.
Первым, кто написал картину в Черваре, стал Йозеф Антон Кох, австрийский художник-романтик, высоко ценивший эстетику гор и создавший неповторимый «альпийский стиль». Его примеру последовали Бартоломео Пинелли – самый плодовитый иллюстратор Рима и провинции – и Адриан Людвиг Рихтер, чей рисунок пером хранится в Гравюрном кабинете Дрездена.
Этим местом был очарован и Сэмюэль Морзе, который не только изобрел телеграф и азбуку своего имени, но и был известным живописцем и основателем Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. Он описывал Червару таким образом: «Сюда вы доберетесь только по козьей тропе. Ни одна карета тут не пройдет… Есть что-то странно величественное в спокойствии этого места. Здесь царит совершенная тишина». Затем деревушка влюбила в себя художников таких разных стилей и направлений, как немец Эрнст Виллерс, британец Эдвард Лир, француз Жан-Батист Камиль Коро, австрийцы Карл фон Блаас и Оскар Кокошка. После долгого перерыва, вызванного двумя мировыми войнами, связь между творцами и борго восстановилась – и отразилась в виде муралес, фресок и скульптур.
Но самым главным фаном Червары был художник-академист Эрнст Эбер. Он стал истинным певцом свой второй родины – поселился тут, начал жить простой и неприхотливой жизнью сельчан. Окружающая среда воодушевляла его настолько, что многие созданные им портреты и жанровые сцены так или иначе связаны с ней. Полотно «Черварки», на котором изображены две взрослые женщины и девочка с огромными черными глазами, гипнотизирующими своей выразительностью, выставляется в парижском музее Орсе.
Эннио Морриконе под влиянием здешних красот сочинил «Ноктюрн» и «Пасскакалью» для Червары, а научно-популярный журнал Airone, при поддержке Европейского Сообщества, даровал ей титул «Идеальной деревни Италии».