Основной конкурс 12-го Фестиваля польских фильмов «Висла»
10 мая 2019, 08:46
В конкурсную секцию 12-го Фестиваля польских фильмов «Висла» попало 12 фильмов 2017 и 2018 года. За Гран-при фестиваля будут бороться: «7 чувств» Марека Котерского, «53 войны» Эвы Буковской, «Башня. Светлый день.» Ягоды Шельц, «Дочь тренера» Лукаша Гжегожека, «Как кошка с собакой» Януша Кондратюка, «Камердинер» Филипа Байона, «Нина» Ольги Хайдас, «Оборотень» Адриана Панека, «Помилование» Яна Якуба Кольского, «Приступ паники» Павла Маслёны, «Тихая ночь» Петра Домалевского, а также «Фуга» Агнешки Смочиньской.
Зрители фестиваля смогут увидеть фильм Марека Котерского «7 чувств». Режиссер возвращается со своим культовым героем Адамчиком Мяучиньским, которого на этот раз он отправляет на терапию, чтобы противостоять кошмарам из детства. Семи основным чувствам соответствуют: радость, печаль, злость, стыд, чувство вины, одиночество и страх, и с каждым из этих чувств связана какая-то история, в которую маленький Адамчик втянут.
Полнометражный дебют Евы Буковской «53 войны» рассказывает историю Анны, жены военного корреспондента Витка. Это картина о токсичной любви двух людей, которые не могут жить друг без друга, но также друг друга уничтожают. Эта история основана на реальных событиях, которые описала в своей книге «Любовь из камня. Жизнь с военным корреспондентом» Гражина Ягельска.
«Башня. Светлый день.» - это бескомпромиссный дебют Ягоды Шельц, фильм, который был награжден, в том числе, двумя Золотыми Львами на Фестивале польского кино в Гдыне и был представлен в престижной секции «Форум» 68-го Берлинского международного кинофестиваля. Фильм – это видение, полное беспокойства, символизма и недосказанности. Это неоднозначная картина, как в смысловом отношении, так и в жанровой принадлежности. Критики характеризируют его как один из самых интересных польских фильмов последнего времени. Он не легкий для восприятия. Во время просмотра чувствуется суровость и плотная атмосфера, которую создают перемешанные динамические и статические кадры, специфическая музыка и немногословные диалоги.
Очередной дебют – фильм Ольги Хайдас «Нина», удостоенный, кроме всего прочего, престижной премии «VPRO Big Screen Award» на Международном кинофестивале в Роттердаме. Это история о неожиданной, трудной любви и сложном выборе, где мир не делится на хороший и плохой, гетеро- и гомосексуальный. Это история об импульсивной любви, для которой традиционные разграничения не имеют значения.
«Приступ паники» – это дебют Павла Маслёны, который показывает, что польская комедия может быть одновременно как смешной, так и интеллектуальной. Режиссер сочетал авторские размышления о современных боязнях с формулой киномозаики и классической ситуационной комедией. Это многосюжетный рассказ, в котором обычные люди попадают в круговорот неожиданных событий, которые радикально меняют их жизнь. Это история, демонстрирующая мнимость межличностных отношений в современном мире, показанная с большой дозой юмора.
«Тихая ночь» режиссера Петра Домалевского – один из самых важных и зрелых дебютов в Польше за последние годы. Режиссер рассказывает об эмиграции, показывая ее как польский злой рок. Фильм был награжден Золотыми Львами на 42-м Фестивале польского кино в Гдыне. Исполнитель главной роли Давид Огродник получил приз за лучшую мужскую роль. «Тихая ночь» - это образ жизни жителей региона, где постоянно нету перспектив, где люди живут в бедности и где эмиграция за хлебом – это опыт, который продолжается и повторяется целыми поколениями.
В основном конкурсе также примет участие «Дочь тренера» Лукаша Гжегожека, с чьим дебютным фильмом «Кампер» зрители «Вислы» могли ознакомиться во время 10-го фестиваля. В своем последнем фильме Лукаш Гжегожек сочетает элементы «дорожного» кино с рассказом о началах входа во взрослую жизнь и поиском индивидуальности. История отца-тренера и дочери-спортсменки, снятая в духе независимого «сандэнс»-кинематографа, показывает дорогу, измеряемую в сотнях километров от одного провинциального турнира к другому. Однако, это будет путь не к спортивной вершине, а к зрелости и независимости.
Источником вдохновения для нового фильма Януша Кондратюка «Как кошка с собакой» стала его личная история. Фильм повествует о горько-сладких семейных взаимоотношениях. Режиссер создал очень личную картину, в которой он показал частичку своей жизни и сложные отношения, которые связывали его с братом – Анджеем Кондратюком, тоже режиссером. Рассказывая о болезни и смерти своего брата, Кондратюк создал фильм о различных воплощениях любви. Благодаря великолепным актерским образам Роберта Венцкевича и Ольгерда Лукашевича, фильм завоевал сердца зрителей на многих фестивалях.
«Камердинер» в постановке Филипа Байона – историческая драма, воплощенная с эпическим масштабом. Фильм рассказывает историю прусской семьи, живущей недалеко от Пуцка, а также историю любви между кашубским парнем и немецкой аристократкой. Режиссер наблюдает за сложной судьбой трех народов, заселяющих территорию вокруг бывшей польско-немецкой границы на севере Кашубии, где линия границы, очерченная после Первой мировой войны, разделила не только земли, но и людей. Действие фильма охватывает четыре десятилетия, показывая сложные отношения и решения, которые должны были принимать жители.
Несколько другим, но очень интересным предложением может оказаться «Оборотень» режиссера Адриана Панека, чья картина выходит за рамки стандартных определений. Это фильм, где граничат между собой элементы фильма ужасов, триллера и философского эссе. Режиссер поместил действие во вторую половину 1945 года. Герои – осиротевшие дети из освобожденного концлагеря Гросс-Розен, которые нашли временную передышку в заброшенном дворце среди лесов. Их кошмар возвращается в виде изголодавшихся овчарок, выпущенных эсэсовцами. Ничто не является на самом деле таким, как кажется. Режиссер не дает тезисы, не строит линейное повествование, ему нет дела до объяснения всех загадок. Значительную роль в «Оборотне» также играет эстетическая ценность, благодаря кадрам, снятым Домиником Данильчиком.
Действие фильма «Помилование» Яна Якуба Кольского разворачивается в 1946 году. Режиссер обратился к истории, связанной с событиями, происходящими в его семье. Мать с отцом через пол-Польши везут гроб с сыном, убитым службой безопасности, которого они хотят похоронить в тихом месте. Путешествие родителей сквозь послевоенный кошмар Польши становится метафорическим путешествием в глубину человеческой души и попыткой воссоздать определение человечности в мире, где соседи поворачиваются друг против друга, а враг может стать неожиданным союзником.
Премьера фильма Агнешки Смочиньской «Фуга» состоялась в престижной секции «Неделя критики» на Международном Каннском кинофестивале в 2018 году. Ее более ранняя картина «Соблазн» получила широкое признание в глазах критиков по всему миру. Главная героиня последнего фильма страдает от диссоциативной фуги, расстройства памяти, вызванного травмирующим событием из прошлого. Это фильм, полный беспокойства, с выразительной женственной героиней и страхом перед миром, в котором людям навязывают образ жизни.